среда, 3 апреля 2013 г.

Орган - король инструментов.

Как часто в поисках новых впечатлений мы едем за тридевять земель, на край света, в далекие края  и совсем не замечаем и не обращаем внимание на то, что находится у нас буквально под носом. Чего греха таить - я такая же. Мечтаю о заморских странах, хотя толком не знаю свой родной край. А здесь столько интересного! Но я всячески исправляюсь. Однажды у меня был пост о родной стороне. Думаю, что не последний. Во всяком случае, я постараюсь! И не откладывая дело в долгий ящик, сегодня расскажу об одной из достопримечательностей нашего города.
Я уже упоминала в блоге, что я работаю в библиотеке. Она находится в центре города и рядом, буквально в одном-двух кварталах сосредоточены различные учреждения культуры. Ближайший "сосед"  -  музыкальное училище. Первой изюминкой этого заведения является то, что  часть здания построена в 1891 году по проекту и при участии архитектора Владислава Городецкого (автора широко известного "дома с химерами" в Киеве). Ранее здесь располагалась мужская гимназия.






Второй  - наличие органного зала. По данным Википедии по состоянию на 2012 год всего в Украине насчитывается 54 действующих органа, в масштабах страны это не так много. И один из них находится в моем городе! 
Я давно хотела послушать органный концерт, хотя и не поклонник классической музыки. И вот вчера я увидела заветную афишу! Купила два билета (себе и маме) из трех оставшихся! Что я могу сказать  - я под впечатлением! И мои ожидания оправдались! Орган стоит послушать хоть один раз в жизни. Повторюсь, я не поклонник и не знаток классической музыки. Я полный профан в этом вопросе. Некоторые произведения, в частности Вагнера, мне было скучно слушать. И не только мне  - некоторые зрители откровенно спали). Мне казалось, что орган сломан и неправильно работает, настолько странными были звуки. Венгерский танец №5 Брамса и венгерские народные мелодии в сопровождении флейты Пана,  я могу слушать бесконечно - сказывается мое прошлое танцовщицы народных танцев) 
Но Бах меня покорил! Особенно его "Токката и фуга ре минор". Мурашки по коже? Нет! Волосы дыбом? Не то! Музыка проникла и заполнила собой каждую клеточку! Просто хотелось плакать... Раствориться в этих величественных звуках... Вот и сейчас пишу, пытаюсь донести до вас то, что я почувствовала, а по телу дрожь, как перед первым свиданием. 
Я вас не утомила своей болтовней? Отдохните немного  - послушайте музыку. Хотя никакая, даже сама качественная запись, не сравнится с живым исполнением...



Мой пост будет неполным, если я не расскажу о самом органе, который я сегодня слушала. У него оказывается интересная история.




В 1926 году немецкая фирма «EF Walcker»(Людвигсбург) на одной из своих фабрик в Эхтердингене построила орган и выставила его на международной ярмарке в Париже. Прогрессивный по конструкции инструмент получил там золотую медаль. Советское правительство выкупило его  для Одесского театра оперы и балета.
Орган мог имитировать звуки большого города, автомобильные гудки, колокола, шум прибоя, гром и другие специальные эффекты. Органы такого типа строились для установки в кинотеатрах для сопровождения немого кино. Такой тип органов назывался KinoOrgel. Он был установлен в оперном театре, зазвучал и приобрел популярность среди одесситов и гастролеров.
За годы эксплуатации и особенно во время войны инструмент сильно пострадал. Его приходилось постоянно ремонтировать. Родилась мысль для оперного театра построить новый орган, а старый списать.
Органист и директор Черкасского музучилища Анатолий Конотоп добился в Министерстве культуры СССР разрешения на передачу органа в Черкассы и в 1968 году орган был перевезен. Восстановление органа на протяжении почти трех лет осуществляли заслуженный деятель искусств УССР, профессор Арсений Котляревский, его сын, кандидат искусствоведения, доцент консерватории Иван Котляревский и старший органный мастер Александр Розельман. Во время реставрации в конструкцию органа было внесено немало вынужденных изменений. В 1972 году орган вновь зазвучал, но уже без спецэффектов, исключительно как концертный инструмент.
Весной 1981 года произошла авария потолка и через дырявую кровлю на орган пролились талые снеговые воды. Раскисли меха и мешочки, вышел из строя воздушный насос. Теперь орган требовал капитального ремонта, выполнить который можно было либо за внушительную сумму, или за валюту, которой не было. Долгое время за ремонт никто из мастеров не хотел браться, хотя новый директор музучилища И. Хороший постоянно связывался с мастерами из Прибалтики, Чехии, Германии и России. Орган пришлось разобрать и сложить в подвалах музучилища.
Только в 1985 году органный мастер, органист Львовского дома органной и камерной музыки Виталий Пивнов взялся за сложный и большой по объему ремонт, но дела продвигались слишком медленно из-за занятости органиста и общий развал в стране. В 1996 году к работе присоединились органные мастера из Днепропетровска Анатолий Юрийчук и Евгений Токалов. Дела пошли быстрее. Их усилиями орган постепенно стал приобретать законченное состояние и вид.
30 марта 2001 состоялась торжественная церемония открытия органного зала и первый концерт на обновленном органе. В тот день выступал Виталий Пивнов.
Органный зал находится на втором этаже здания конца XIX века. До 1917 года это была Первая Черкасская городская гимназия, а с 60-х годов ХХ века дом является составной частью Черкасского Государственного музыкального училища им. С.С.Гулака-Артемовского.
Орган имеет 18 регистров, три мануала, педаль, электропневматическую трактуру. 1470 органных труб размещены в специальной комнате площадью около 100 кв. метров позади проспекта органа. Каждый из трех мануалов имеет по 61 клавише, педаль - 30; двенадцать из них сугубо педальными, а другие дублируют нижние клавиши мануалов.
Орган используется как концертный и учебный инструмент. Этот инструмент лучше всего использовать для исполнения музыки барокко, романтической и современной без развитой педальной партии. При исполнении произведений французских романтиков возможные трудности из-за отсутствия одно-и двофутових труб.

Удивительное рядом - стоит только оглянуться по сторонам!

10 комментариев:

  1. Обожаю! Людочка, поздравляю и немного завидую - так давно не слушала орган вживую. Я вообще люблю старинную и классическую музыку, но орган - особая любовь. И, да - Бах! Все же не зря егосчитают королем органа.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Злата, я под таким впечатлением уже второй день, что даже Марина сказала мне:"Мама, ты можешь говорить о чем-то еще кроме органа?"
      Теперь мечтаю послушать орган где-нибудь под сводами собора или в большом зале. У нас органный зал не очень большой, а органу нужен простор.

      Удалить
  2. Ты права, удивительное рядом! Я и не знала что у нас есть огран. Если увижу афишу тоже попробую сходить))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тамара, вчера у гардероба услышала "секретную" информацию, что 22 числа тоже будет вечер органной музыки. Афиш еще нет, но я работаю рядом - буду держать на контроле:)

      Удалить
    2. Тогда напишешь мне, хорошо? )))

      Удалить
  3. Людочка, понимаю все твои чувства и полностью разделяю. Я лет 7 назад была в Днепропетровске, в Органном зале. Да, ощущения полного погружения в музыку...
    И уж точно, рядом с нами много интересного и неизведанного, но мы так редко оглядываемся....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, в Днепропетровске наверное большой зал. Я теперь хочу "случайно" оказаться где-нибудь в большом органном зале...
      И в Запорожье хочу - на Хортицу;) Там тоже наверное интересно.

      Удалить
  4. Дрожь от Баха - верю! Я слышала его концерт в Зальцбурге, в Соборе Святого Петра, с хором.... Была потрясена. Мы с мужем записали звук, и теперь я иногда проникаюсь.... А гуляя с собакой по лесу, бывает, даже пою Resurrection of Jesus, в отрывках! ))) люди оборачиваются...
    А недавно довелось в Лейпциге побывать в Томаскирхе, где Бах 27 лет проработал кантором, там же руководил хором мальчиков, там же теперь и похоронен. А напротив в старом кафе пил кофе..."и я там был, мед-пиво пил" да....
    Очень интересно было читать, Людмила, спасибо за чудесный пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, поверьте, мне также было интересно читать ваш комментарий! Зальцбург, Собор Святого Петра...Очень-очень хочу туда на концерт Баха!

      Удалить
  5. Я как коренная львовянка, время от времени хожу на органные концерты: у нас в городе насколько я знаю, три действующих органа. Один из них в Польской катедре - слышали урывками, два других во время концерта: каждый орган звучит совсем по разному: тут и от помещение тоже много зависит. Больше всего (мы не специалисты с мужем, просто два инженера :)))) нам понравилось в бывшем музее атеизма - Домениканской церкови. Так что ждем в гости - приезжай на концерт :)

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...